В День Космонавтики, 12 апреля 2023, в Москве прошла премьера кинофильма «Вызов», первого в истории мирового кинематографа фильма, который был снят в космосе. Владимир Путин поблагодарил съёмочную команду, отметив: «И здесь тоже оказались первыми». Генеральный директор Первого канала Константин Эрнст назвал это событие «ещё одной ступенькой в освоении человеком космического пространства». Евгений Зведенюк посетил премьеру и рассказывает подробности съёмочного процесса знакового проекта.
Как возникла идея снять первый фильм в космосе
«Камера! Мотор! Начали!» — так по-киношному ответили режиссёр Клим Шипенко и актриса Юлия Пересильд на традиционное «Поехали!» в момент старта ракеты с космодрома Байконур. «Уже буквально через 10 минут после старта Клим достал камеру и начал снимать, а Юле пришлось играть свою роль» — вспоминает космонавт Антон Шкаплеров.
Однако, всё началось задолго до этого момента. «Откуда у Эрнста мой телефон?» — задаётся вопросом удивлённый сотрудник Роскосмоса в одной из сцен фильма. Режиссёр Клим Шипенко так описывает свои воспоминания:
Для меня все началось со звонка продюсера Эдуарда Илояна, который рассказал мне о возникшей у Константина Эрнста и Дмитрия Рогозина идее съемки фильма в космосе. Мы встретились, начали обсуждать, проговаривать какие-то моменты… А я, даже сидя рядом с такими важными людьми, все не мог осознать, что мы реально говорим о возможности полета обычного человека – одной актрисы, или меня и актрисы — на МКС. Но все действительно было очень серьезно.
Клим Шипенко, режиссер
Эксперты сходятся во мнении, что космос невозможно достоверно сымитировать на камеру. Кинозритель до этого момента не видел настоящий космос ни в одном фильме: ни в «Гравитации» Альфонсо Куарона, ни в «Интерстелларе» Кристофера Нолана, который, как раз таки, славится минимальным использованием спецэффектов в своих картинах и стремлением всё снимать «вживую».
Съёмки фильма на орбите
На МКС состоялось 12 съёмочных смен, хронометраж отснятого материала — 78 часов, 21 минута. Для сравнения в рамках наземного съёмочного блока состоялись 53 съёмочные смены. Хронометраж отснятого материала наземного блока — 297 часов, 48 минут. Дополнительно 3 смены прошли в самолете-лаборатории невесомости Ил-76 МДК. В итоговый хронометраж фильма вошли 50 минут, снятые на орбите.
Съёмки фильма проходили и в Центре Подготовки Космонавтов — в залах с тренажерами по управлению российским сегментом МКС и пилотируемых кораблей «Союз», комплексах гидролаборатории и центрифуги, а также на военном аэродроме Чкаловский.
И первое, что нужно было придумать — как самый простой человек, который никогда не мечтал о космосе, вдруг может туда полететь. Так родилась идея отправить на МКС врача, которому предстоит сделать космонавту операцию. И проект, который и так был невероятно сложным в связи с космической тематикой, стал еще сложнее из-за добавления туда медицинской темы.
Клим Шипенко, режиссер
К консультациям подключились и торакальные хирурги, каждый день занимающиеся этим на Земле, и медики Центра подготовки космонавтов, и работники обеспечения Центра управления полетами, которые в курсе, какие медицинские инструменты есть на станции.
Обсуждения медицинской части сценария проходили по принципу «что бы вы делали, если…»:
— А это есть?
— Нет
— А что вместо этого?
— Вот это
Все такие разговоры режиссёр Клим Шипенко вместе с помощницей записывали и затем превратили в диалоги в фильме для того, чтобы добиться ощущения, «что всё придумывается здесь и сейчас».
Уже при подготовке к съёмкам Клим с Юлией Пересильд ездили в главный военный клинический госпиталь на операцию на грудной клетке. Операция была длительная — пять с половиной часов. И все пять с половиной часов Клим и Юля отстояли на операции, чтобы понять общую механику, общий смысл, общее состояние, которое присутствует в операционной, и кто чем занимается. Это дало им возможность общения на одном языке с врачами-консультантами по сценарию.
Два месяца мне понадобилось, чтобы научиться зашивать пинцетом на специальном силиконовом тренажере. От количества медицинского реквизита у меня голова взрывалась — так его было много.
Юлия Пересильд, исполнительница главной роли – Жени Беляевой
«Мы думали: сейчас просто поговорят, и на этом всё закончится» — признаётся космонавт Олег Новицкий, исполнитель роли Олега Богданова. Космонавт Пётр Дубров, исполнитель роли Петра Кудрявцева так вспоминает свои первые ощущения: «Когда мне сказали, что я буду сниматься в кино, я поначалу был пессимистично настроен. Зная, как станция устроена, как она работает, можно понять, что это не место для киносъёмок».
Подготовка актёров к полёту в космос
Разумеется, полёту Клима Шипенко и актрисы Юлии Пересильд на орбиту предшествовали четыре месяца тяжёлых тренировок, которые также прошёл и дублирующий экипаж включавший Алёну Мордовину, Алексея Дудина и Олега Артемьева.
Они тренировались в скафандрах, изучали конструкцию и оборудование МКС и корабля «Союз МС», проходили испытания на центрифуге и в барокамере, учились подавать сигналы SOS с помощью солнечных датчиков, сдавали зачёты по действиям в нештатных ситуациях.
Было очень много теории, огромная кипа учебников по конструкции и компоновке транспортного корабля, станции, системам жизнеобеспечения – все, что необходимо для того, чтобы просто самостоятельно там есть, пить, умываться, ходить в туалет, чтобы ничего не испортить. Ну и, конечно, для того, чтобы выполнить те задачи, которые нужно выполнить. Мы были не просто туристами – мы были участниками космического полета.
Юлия Пересильд, исполнительница главной роли – Жени Беляевой
Помимо этого они учились выживать в условиях дикой природы — на случай, если при посадке их спускаемый аппарат окажется не в расчётной точке, а где-то в глухом лесу или в ледяном озере.
Мы доказали, что можно подготовить человека к полету в космос за короткое время, если это необходимо. Главное, чтобы он был здоров и, конечно, целеустремлен. Юля и Клим прошли подготовку за четыре месяца и спокойно выполнили полет, хорошо реабилитировались, выполнили все задачи. Этот проект внес научный вклад в историю космонавтики.
Олег Новицкий, космонавт, исполнитель роли Олега Богданова
Оборудование, реквизит и индикаторы невесомости
Отдельный блок съёмок прошел в специально созданном павильоне с построенной копией Центра управления полетами (ЦУП) Госкорпорации «Роскосмос» и декорациях Национального космического центра, строительство которых заняло два месяца. Было использовано более 4000 единиц реквизита, сшито и закуплено более 2000 костюмов.
Немаловажно, что членам экипажа МКС можно взять с собой на борт не более 1 кг личных вещей, поэтому часть съёмочного оборудования была отправлена на МКС заранее грузовым кораблем «Прогресс». Более того, 3 кинокамеры и 7 экшн-камер GoPro остались на МКС после съёмок, а на землю вернулась только флешка с отснятым материалом.
Я из тех мальчиков, которые с детства интересовались космосом и мечтали быть космонавтом, поэтому рассказ Клима об этом проекте вызвал у меня щенячий восторг, который вскоре перерос в миллион вопросов:
— Как правильно снарядить Клима аппаратурой?
— Какие отправлять камеры?
— Как сделать так, чтобы Климу было там удобно снимать?
— Как радиация подействует на матрицу?
— Как привезти из космоса качественное, современное изображение?Мне пришлось вернуться к учебникам по физике, прослушать сотни часов лекций, разговаривать со специалистами различных исследовательских институтов. И в итоге с помощью всех эти изучений, формул, советов и всего остального, что только возможно, мы нашли ответы почти на все наши вопросы, справились со съемкой в космосе и получили хорошее изображение.
Борис Литовченко, оператор
Климу Шипенко разрешили взять с собой шлем для регби, чтобы во время съёмок он не бился головой о стены и оборудование станции.
Для всех участников съёмок в космосе был распечатан сценарий, страницы которого были сшиты друг с другом вручную, так как скрепки на МКС использовать нельзя.
Космонавту Антону Шкаплерову впервые предстояло лететь с двумя «непрофессионалами» и в одиночку выполнять задачи не только командира, но и бортинженера. Чтобы он мог управлять как за своим, так и за соседним пультом, были внесены изменения в корабль, доставлявший группу на орбиту.
Когда космический корабль выходит на орбиту и наступает невесомость, космонавты узнают об этом при помощи «индикатора невесомости». Обычно, это маленькая мягкая игрушка, которая подвешивается на резиночке к пульту космонавта. Это такая традиция, а игрушка скорее функцию талисмана, нежели необходимого физического прибора. В этот раз киноэкипаж тоже подготовил индикаторы невесомости, их было три. Один из них, галчонок, — символ одноименного благотворительного фонда Юлии Пересильд, который помогает детям с поражениями центральной нервной системы.
Космос не место для киносъёмок
Организовать съёмочный процесс на МКС не в ущерб основной работе космонавтов тоже стало определённым «вызовом».
Клим и Юля вели себя на МКС очень корректно. Они понимали, что станция – место серьезное и в какой-то мере опасное, и все работы, которые по станции необходимо было делать, всегда в приоритете.
Петр Дубров, космонавт, исполнитель роли Петра Кудрявцева
В ЦУПе есть целый отдел, который занимается планированием занятости космонавтов. У экипажа очень много работы и очень строгий график:
- Подъём в 7:00;
- завтрак 30 минут;
- умывание 15 минут;
- занятия на беговой дорожке 1 час;
- различные работы до 8–9 вечера;
- после основной работы сеансы связи с родственниками и с ЦУПом.
Мы изначально планировали снимать по 12 часов в день, но у каждого космонавта для нас было лишь небольшое «окошко» – обеденный перерыв или сеанс связи, которым они ради нас готовы пожертвовать. И мы попросили дать нам время для съемок, и нам его дали. Но все равно планирование занятости космонавтов на МКС намного сложнее, чем у актеров, даже чем у самых востребованных звезд.
Яна Трофимова, скрипт-супервайзер фильма
Самим Климу с Юлией приходилось одним выполнять задачи за всю съёмочную бригаду.
Клим Шипенко выполнял обязанности не только режиссёра, но и оператора, осветителя, фокус-пуллера и «ещё много кого».
Юлия Пересильд была скриптом — тем, кто записывает, что и где в какой сцене лежало, висело и т.д., костюмером — в начале каждой съёмки выдавала ребятам съёмочный комплект одежды, а после — забирала, реквизитором и гримёром.
Возвращение киноэкипажа на Землю
В фильме присутствуют не только кадры с орбиты, но также и реальные кадры полёта и возвращения экипажа на Землю.
Я когда взлетал — работал, и когда приземлился — работал. Поэтому, сразу попросил, чтобы после приземления меня отнесли подальше, чтобы я в камеру не попадал: ведь это такие уникальные кадры живого приземления с живыми людьми.
Клим Шипенко, режиссер
Снять приземление и выгрузку команды из модуля оказалось не менее сложной задачей, чем съёмки на станции.
Приземление, наверное, самая хаотичная съемка в моей жизни. Было много камер — снизу на земле, на вертолетах. Мы за несколько часов прямо перед гостиницей репетировали, где какая камера и где какой оператор должен быть, старались максимально общаться со встречающей командой, чтобы все скоординировать. Но представитель «Роскосмоса» мне сразу сказал: так не будет! И действительно, как только опустился парашют, все пошло по-другому. У встречающей команды своя работа, им не до нашего выстраивания кадра. Но как-то справились, выкрутились, все получилось.
Борис Литовченко, оператор
Сам момент приземления, безусловно, стал одним из самых волнительных за весь процесс съёмок.
Мой герой — руководитель полетов. Поэтому я присутствовал на съемках и взлета, и посадки. Это было ошеломляюще. При посадке я непосредственно был в одном из вертолетов, и до момента, пока поисковая группа их не увидела, было огромное волнение. Я одним из первых подбежал к спускаемому аппарату, было невероятно смотреть на этот раскаленный кусок металла, в котором находится три члена экипажа — счастливых, выполняющих свою работу. Как только открыли аппарат, тут же начался съемочный процесс, первые кадры были сняты непосредственно в эту секунду. Это очень необычные моменты в жизни человека.
Владимир Машков, исполнитель роли Волина
Кадры со съёмок фильма «Вызов»
Как прошла премьера
Премьера фильма «Вызов» проходила в привычном для подобных событий месте — кинотеатре КАРО 11 Октябрь на Новом Арбате в Москве. Картину представляли режиссёр Клим Шипенко, исполнители главных ролей Юлия Пересильд, Милош Бикович, Владимир Машков, Михаил Тройник, а также Константин Эрнст, выступавший как продюсер.
Из высокопоставленных гостей присутствовали министр культуры Ольга Любимова с дочерью и пресс-секретарь президента Российской Федерации Дмитрий Песков, также со своей дочерью Лизой Песковой.
Среди звёзд были замечены Ксения Собчак с супругом Константином Богомоловым, Леонид Якубович, Вадим Галыгин, Михаил Галустян, Кристина Асмус, Мария Кожевникова, Ольга Бузова, Полина Гагарина, Юлия Барановская, Игорь Верник, Владимир Пресняков, Алексей Учитель, Константин Крюков, Елена Малышева, Яна Чурикова, Наталья Подольская, Александр и Екатерина Стриженовы.
Не обошлось и без сенсаций. Так, Иван ургант, посетивший премьеру заявил, что обязательно вернется в эфир Первого канала. На вопрос о том, увидят ли его зрители в ближайшее время, телеведущий также сказал: «Зачем нам друг друга обманывать, конечно, да».
Рецензия на фильм «Вызов»
Меня безумно вдохновило то, что совершенно простые люди, которые ещё вчера никак не связывали свою жизнь ни с космосом, ни с авиацией, взяли, полетели и сняли настоящий полнометражный фильм на орбите. Для того, чтобы реализовать такой проект, нужна была решимость на всех уровня: от самых высоких (в прямом и переносном смысле) до непосредственно Клима Шипенко и Юлии Пересильд, которые профессионально выполнили поставленную задачу, какие бы эмоции ими не овладевали в определённые моменты.
Если говорить о сюжете, то создатели сделали упор именно на космическую тематику. Получилось не распылиться и не уйти в какие-то ненужные ответвления сюжета. На мой взгляд, это правильно. Получившуюся киноленту, как мне кажется, можно использовать как образовательный материал на факультетах связанных с режиссурой, операторской работой и продюсерким мастерством.
С одной стороны, «Вызов» относится к жанру нового патриотического кино. С другой стороны, по драматургии это не «Легенда № 17». Любовная линия в фильме присутствует, но как бы вскользь. Скорее, картину можно представить как некую современную производственную драму.
По операторской работе на МКС Клим Шипенко, конечно, сделал всё, что было возможно. Картинка яркая и современная. Центр Управления Полётами выглядит так, как будто смотришь не про Роскосмос, а новую часть «Аватара» (у меня лично такая ассоциация возникла): все сотрудники серьёзные, стильные, в костюмах и с гарнитурами.
Отдельно скажу, что рекламные интеграции интересные и не пошлые.
«Вызов-2» — будет ли продолжение?
Константин Эрнст заявил о готовности снять продолжение «Вызов», но в этот раз уже на Луне. Об этом он рассказал изданию LIFE. На вопрос журналиста о главной роли в киноленте он ответил: «Да, [готов снимать на Луне]. <...> Я думаю, что [главную роль сыграет] Юлия [Пересильд]».
Сама актриса не исключила своего участия и на вопрос о съёмках «Вызов-2» ответила: «Посмотрим, это надо обсудить. Решение зависит от сценария». Также она рассказала, что написала и готовится выпустить книгу обо всём, что пережила до и во время полёта. Сейчас книга ждёт согласования от Роскосмоса.
Клим Шипенко так описал свои профессиональные планы: «Если говорить про космос, то там есть куда дальше лететь и о чем мечтать. Там разные планеты и галактики. Поэтому в моих планах есть покорение других космических просторов. До Марса долго лететь — 9 месяцев, пока нет такого времени в моем графике. Можно на Луну для начала — туда три дня».
В свою очередь, Ольга Бузова опубликовала пост в своём Инстаграме (соцсеть принадлежит компании Meta, признанной экстремистской организацией в РФ) и предложила свою кандидатуру для полёта на Луну.
Да, МКС пока представляет собой научную лабораторию, но уже сейчас разрабатываются проекты туристических модулей, которые будут удобными, в том числе и для киносъемок. И когда эти проекты будут реализованы, тогда, может, начнется бум полетов в космос специалистов из разных отраслей для проведения работ в своих областях, в том числе для проведения съемок в космосе. И не обязательно художественных фильмов, тут возможны самые разные творческие находки — от танцев в невесомости до музыкальных номеров. Когда все это будет проще и доступнее, я думаю, человеческая фантазия найдет очень неожиданные пути реализации. И этот фильм предвосхищает время и задает тон целому направлению. И это, конечно, здорово!
Петр Дубров, космонавт, исполнитель роли Петра Кудрявцева
Ещё кадры со съёмок
Когда и где смотреть фильм «Вызов»?
Старта кинопроката назначен на 20 апреля 2023 года. В этот день кинофильм выйдет в широкой прокат в России, Сербии (включая Косово), Боснии и Герцеговины, Черногории, Хорватии, Словении и Македонии. C 27 апреля 2023 список стран пополнится Бахрейном, Египтом, Ираком, Иорданией, Кувейтом, Ливаном, Оманом, Палестиной, Катаром, Саудовской Аравией, Сирией, ОАЭ, Ираном, Суданом. В общей сложности планируется, что в 2023 году кинофильм выйдет в прокат в 20 странах мира.
Трейлер фильма «Вызов»
Новый трейлер фильма «Вызов» 2023:
Первый трейлер фильма «Вызов»:
Постер фильма «Вызов»
Актеры и герои фильма «Вызов»
- Юлия Пересильд — Женя Беляева, главная героиня, торакальный хирург, которая отправляется на МКС, чтобы спасти жизнь космонавту.
- Милош Бикович — Владислав Николаев, главная мужская роль. Играет одного из хирургов, отобранных в кандидаты для полета в космос. Коллега, однокурсник и старый друг Жени (Юлия Пересильд).
- Владимир Машков — Волин, руководитель полетов.
- Александр Балуев — Валентин Борисович, генеральный руководитель Космического центра.
- Олег Новицкий — Олег Богданов, космонавт, которому Жене (Юлия Пересильд) предстоит спасти жизнь на МКС.
- Антон Шкаплеров — Антон Шкаплеров, космонавт, который отправился с Женей (Юлия Пересильд) на МКС.
- Петр Дубров — Петр Кудрявцев, космонавт на МКС, помогает Жене (Юлия Пересильд) проводить операцию.
- Андрей Щепочкин — Валентин Борисович, главный хирург торакального центра. Заведующий кафедры хирургии, руководитель Жени (Юлия Пересильд) и Владислава (Милош Бикович).
- Игорь Гордин — Дмитрий Юрьевич, врач экипажа.
- Алексей Гришин — Симонов, сменный руководитель полетами.
- Елена Валюшкина — Галина Васильевна, мама Жени (Юлия Пересильд).
- Александр Самойленко — прокурор Семенов, чья дочь обидела дочь Жени.
- Максим Стоянов — Роман Байкер, один из хирургов, отобранных в кандидаты для полета в космос.
- Беник Аракелян — Рафик, один из хирургов, отобранных в кандидаты для полета в космос.
- Артур Бесчастный — Вася, один из хирургов, отобранных в кандидаты для полета в космос.
- Андрей Кузичев — Валера, один из хирургов, отобранных в кандидаты для полета в космос.
- Сергей Годин — Павел, один из хирургов, отобранных в кандидаты для полета в космос.
- Семен Штейнберг — Кирилл, один из хирургов, отобранных в кандидаты для полета в космос.
- Варвара Володина — Маша, дочь Жени (дочь героини Юлии Пересильд).
- Михаил Тройник — муж Жени (муж героини Юлии Пересильд).
- Евгения Ахременко — врач ЦУП.
- Максим Виноградов — врач ЦУП.
- Альбина Кабалина — медсестра в больнице, где работают герои Милоша и Юлии.
- Анатолий Забрусков — Михалыч. Инструктор в самолете невесомости.
- Софья Ская — Таня, анестезиолог.
- Михаил Бабичев — начальник баллистического отдела.
- Виктор Грудев — главный оператор.
- Марианна Коробейникова — Ксения, жена космонавта Олега Богданова (Олег Новицкий).
- Анна Алексахина — завуч.
- Данила Федюнин — Боря, парень дочери Жени (Юлия Пересильд).
- Алиса Клагиш — дочь Олега Богданова (Олег Новицкий) и Ксении (Марианна Коробейникова).
- Юлия Силаева — жена Валентина Борисовича (Андрей Щепочкин).
- Артем Волобуев — инспектор.